Эволюция герметизирующих материалов для фланцевых соединений. (часть 1)

Почему применять паронитовые прокладки не эффективно, дорого и опасно

ЧАСТЬ 1.

История.

Первый в мире нефтепровод был построен в США в 1865 году, его протяженность составила всего 6 км.

В России первый нефтепровод проложили только через 13 лет, в 1878-м от Бакинских промыслов до перерабатывающего завода - Балаханы—Черный город. К 1890 году перекачка велась уже по 25 трубопроводам общей протяженностью 278 км.

Построенный в 1907 г. по проекту В.Г. Шухова нефтепровод, (самый протяженный по тем временам в мире!!!) нефтепровод Баку — Батуми, до сих пор находится в процессе эксплуатации и его длина составляет 835 км, а диаметр — 200 мм. Стальные трубы первых нефтепроводов соединялись с помощью муфт и нарезных концов.

Первые в России трубопроводы проходили по поверхности земли. Применяемое в то время жесткое сборно-разборное соединение труб не позволяло компенсировать изменение длины труб при поворотах относительно друг друга и перепадах температуры, поэтому первые нефтепроводы укладывались на местности по волнистой линии. Строительство первых, хотя и небольших по сегодняшним меркам протяженности трубопроводов, потребовало принятия новых инженерных подходов. Какого-либо опыта в этой области не было, тем не менее, тщательность и глубина проработок технических решений были положены в основу отечественной школы трубопроводного строительства. Очень большое внимание уделялось защите труб от коррозии: они покрывалась специальной изоляцией, на основе олифы. Трубы обматывались тканью, пропитанной раствором свинцового сурика в олифе. Для сокращения затрат при строительстве трасса трубопровода обычно укладывалась вдоль железной дороги, а герметичность соединений достигалась только за счет уплотнения резьбы, поэтому в отдельных соединениях были неизбежны протечки.

Например, в 1902 — 1905 годы суммарно они составили 0,61 — 0,79 % от общего количества перекачиваемых нефтепродуктов. К тому времени в России по трубопроводам транспортировалось до 24.000 тонн нефтепродуктов в день - значит, общие потери только на утечках составляли от 146 до 190 тонн ежедневно! Для справки, 190 тонн керосина хватило бы трансатлантическому авиалайнеру Боинг 767 примерно на 316 часов полета. Это примерно 17 раз слетать от Москвы до Владивостока и обратно. Невероятные потери, и это только на протечках соединений трубопроводов за 1 день… Чтобы исключить большие проливы нефтепродуктов в случае разрывов труб, через каждые 2—4 км на трубопроводе стали устанавливать задвижки. Именно тогда стало ясно, что абсолютно все узлы нефтепровода должны качественно соединяться между собой, типы соединений должны быть унифицированными, надёжными и обслуживаемыми. Таким образом фланцевые соединения стали опорными точками в нефтедобыче, транспортировке и нефтепереработке. Основная задача, которую должны были выполнять фланцы - это 100% герметизация соединений, но металл, из которого изготавливались фланцы не эластичен, имеет неровности и шероховатости, то есть о герметизации фланцевой пары без дополнительных уплотняющих материалов не могло быть и речи. Были испробованы самые различные материалы, и синтетические, и натуральные, но в то время больше всего прижились прокладки из паронита. По сути, паронитовая прокладка - это спрессованная промасленная бумага. Из листа паронита вырезалось кольцо подходящего диаметра, и вуаля, новая прокладка готова, остается ее лишь установить между фланцами.

К слову, срок службы такой прокладки достаточно мал, именно поэтому для обслуживания фланцевых соединений и периодической замены прокладок, на предприятиях выделен отдельный специалист, или даже штат специалистов, задача которых сводится к тому, чтобы постоянно инспектировать фланцевые соединения на предмет протечек, и, в случае их обнаружения, оперативной замены фланцевой прокладки на трубопроводе. Что же касается мнимой дешевизнЫ паронитовых прокладок, то это лишь отчасти правда. Безусловно, если рассматривать только сам материал, из которого ножницами (буквально «на коленке») вырезают прокладку, то стоимость такого продукта стремится к нулю. Но, если взять в расчет такие факторы, как зарплата специалиста по замене прокладок, вынужденный простой установки на время замены прокладки и т.д., то становится ясно, что это не просто разовая покупка материала, а по сути - «ежемесячная подписка», при этом очень дорогая. Известен случай, когда на одном из предприятий нефтегазового сектора, находящийся в суровых северных широтах, стоимость одной паронитовой фланцевой прокладки достигала 50-60 тыс руб. в месяц, потому что, из-за постоянных протечек, ее ежедневно менял специалист, в задачи которого входила только замена прокладки в единственном критичном протекающем фланцевом соединении, и его заработная плата составляла как раз эти самые 50-60 тыс рублей в месяц. Тем не менее, видимо, из-за плохой осведомленности в области современных технологий, морально устаревшие паронитовые прокладки вот уже больше 100 лет используются на некоторых промышленных предприятиях.

Кроме всего прочего, паронитовая прокладка не способна выдерживать высокие давления трубопровода, и трубопроводный продукт начинает буквально просачиваться сквозь слоистую структуру прокладки из паронита, это одна из причин, которой обусловлена частая замена паронитовых прокладок. Паронитовая прокладка не предназначена для агрессивных сред трубопровода (химические предприятия). Из-за резких перепадов температур и давлений паронитовая прокладка быстро разрушается, а из-за слоистой структуры ее невозможно применять на газопроводах. Нормы СанПиН не позволяют использовать паронитовые прокладки на трубопроводах с питьевой водой. Одним словом, паронитовая прокладка, как герметизирующий материал изжила себя еще в середине 20 века, и ее применение является просто экономически не выгодным.

В следующей части мы расскажем о том, что стало толчком в развитии технологий герметизации фланцевых соединений.

А заказать современные высокотехнологичные фланцевые прокладки Вы можете в компании «ТРУБОЗАЩИТА».

Ознакомиться с основными описаниями продукции Вы можете на нашем сайте www.trubozaschita.ru на странице или скачать описание по прямой ссылке с нашего сайта про изолирующие фланцевые прокладки и про резинометалличесукие фланцевые прокладки

Появились вопросы? +7 (925) 502-41-97